Правила пребывания ребёнка в детском саду
Уважаемые родители!
В нашем детском саду мы заботимся о Ваших детях, их безопасности и развитии.
Поэтому просим и Вас соблюдать некоторые правила, которые помогут сделать посещение детского сада всегда приятным событием для Вашего ребенка.
Первые дни адаптации к условиям детского сада
И так, вот она долгожданная путевка в детский сад в руках счастливых родителей. Начались радостные и волнительные сборы. Ребенок с удовольствием и любопытством первый раз идет в детский сад. Но войдя в группу малыш вдруг обнаруживает, что надо расстаться с мамой и тут уж не до радости. Плач, нежелание отпускать мам, а порой и полное нежелание идти в детский сад на смену воодушевлению приносят тревогу. Родители, попадая в подобную ситуацию, часто теряются и не знают, как себя вести. Кто-то даже задумывается отказаться от посещения дет сада на некоторое время.
Плач, тяжелое расставание – это нормальная реакция ребенка. Когда мама уходит малыш теряет ощущение безопасности, а это одна из базовых детских потребностей. От того, как пройдет процесс адаптации в детском саду будет зависеть и адаптация к школе, и позднее на работе. Следовательно, задача родителей помочь ребенку максимально эффективно приспособиться к новым условиям жизни в детском саду.
Что нужно знать родителям о периоде адаптации в ДОУ?
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т. д.
В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать. В процессе приспособления – адаптации – поведение и реакции на многое у ребенка могут резко поменяться: чаще всего меняются:
- эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается);
- нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно);
- нарушается сон (ребенок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
- утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);
- в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).
Подобные изменения – естественная реакция на новые условия жизни, поэтому нужно набраться терпения и отнестись с пониманием. Когда ребенок привыкнет к садику, всё «станет на круги своя».
Процесс адаптации может быть легким, средним и тяжелым. Какой именно будет у Вашего ребенка зависит от его индивидуально-психологических особенностей и домашней атмосферы.
При лёгкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям всё нормализуется: появляется аппетит, налаживается сон, речь может затормаживаться, но ребёнок может откликаться и выполнять указания взрослого. Ребёнок, как правило, не заболевает в период адаптации.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно (до 2 – 3 месяцев) и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длиться 7– 10 дней и завершается без каких– либо осложнений. Сон и аппетит восстанавливаются через 20– 40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально– возбуждённое плачь, крик при расставании и встрече. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2– х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.
Самой нежелательной является тяжёлая адаптация, когда эмоциональное состояние ребёнка нормализуется очень медленно (этот процесс может затянуться до 6 месяцев и больше). В этот период ребёнок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Ребёнок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребёнка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно– разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития.
Как помочь малышу адаптироваться?
Необходимо начать с плавного вхождения в детсадовскую жизнь. Первые одну-две недели приводите ребенка на два часа. Затем постепенно увеличивайте время пребывания в детском саду до обеда. Далее ориентируйтесь на совет воспитателя, когда можно оставить малыша на сон. Несколько дней забирайте сразу после сна. Позднее забирайте после полдника и только после оставляйте на целый день.
Также очень важно в этот период создать благоприятную атмосферу дома. Далее представлен ряд рекомендаций.
1. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
2. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять "отсыпаться" слишком долго, что существенно сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется "отсыпаться", значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
3. Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.
4. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
5. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
6. Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
7. Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. "Проиграйте" эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.
8. Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он "считывает" вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
9. И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берет с собой в садик. Видя, что зайчик "так хочет в сад", малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
10. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода.
11. Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
12. Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать "пока"). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду.
Чего нельзя делать ни в коем случае:
- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что "он обещал не плакать", — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют "держать слово". Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.
- Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.
- Нельзя пугать детским садом ("Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!"). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Режим дня
Все группы ДОУ придерживаются примерно одного и того же режима, отличается только содержание занятий и их продолжительность – чем старше дети, тем дольше они способны удерживать внимание. И еще малышам выделяется больше времени на еду и подготовку к прогулкам, так как они еще неуверенно владеют столовыми приборами и одеваются дольше.
Для наглядности представим приблизительный режим дня в детском саду в виде таблицы.
Мероприятия |
Режим дня в младшей группе детского сада |
Режим дня в средней группе детского сада |
Режим дня в старшей группе детского сада |
Режим дня в подготовительной группе детского сада |
Прием и осмотр, игровая деятельность |
7:00 – 8:00 |
7:00 – 8:00 |
7:00 – 8:00 |
7:00 – 8:00 |
Зарядка |
8:00 – 8:10 |
8:00 – 8:10 |
8:00 – 8:15 |
8:00 – 8:15 |
Завтрак Второй завтрак |
8:10 – 8:40 10.30 |
8:10 – 8:40 10.30 |
8:15 – 8:40 10.30 |
8:15 – 8:40 10.30 |
Подготовка к занятиям |
8:40 – 9:00 |
8:40 – 9:00 |
8:40 – 9:00 |
8:40 – 9:00 |
Занятия с паузами на отдых |
9:00 – 9:40 |
9:00 – 9:50 |
9:00 – 10:20 |
9:00 – 10:50 |
Сборы на прогулку, прогулка (индивидуальные занятия с детьми – логопед, психолог и др.) |
9:40 – 12:00 |
9:50 – 12:00 |
10:20 – 12:20 |
10:50 – 12:30 |
Возвращение с прогулки, игры |
12:00 – 12:30 |
12:00 – 12:30 |
12:20 – 12:40 |
12:20 – 12:40 |
Обед |
12:30 – 13:00 |
12:30 – 13:00 |
12:40 – 13:05 |
12:40 – 13:05 |
Сон-час |
13:00 – 15:00 |
13:00 – 15:00 |
13:00 – 15:00 |
13:00 – 15:00 |
Подъем, переодевание, прически девочкам, закаливание |
15:00 – 15:30 |
15:00 – 15:30 |
15:00 – 15:30 |
15:00 – 15:30 |
Полдник |
15:30 – 16:00 |
15:30 – 16:00 |
15:30 – 15:50 |
15:30 – 15:50 |
Игры |
16:00 – 17:00 |
16:00 – 17:00 |
15:50– 17:00 |
15:50– 17:00 |
Прогулка, уход домой |
17:00 – 19:00 |
17:00 – 19:00 |
17:00 – 19:00 |
17:00 – 19:00 |
В дни проведения утренников или каких-либо других мероприятий распорядок дня может меняться, но в большинстве случаев он стабилен. Дети быстро привыкают к режиму, чувствуют себя спокойно и всегда знают, когда время для прогулки, для занятий и для свободных игр.
Одежда и обувь ребенка в детском саду
Вы привели своего ребенка первый раз в детский сад, и не знаете какие вещи ему нужны? Тогда эта памятка вам поможет.
Одежда для детского сада:
- Одежда не должна быть дорогой. Чтобы вам не пришлось сильно переживать — одежда для детского сада не должна быть сильно дорогой. Ребенок может испачкаться и во время самостоятельной еды, и во время творческих занятий. Это не должно становиться поводом для выговоров и претензий к ребенку или воспитателю.
- Одежда должна легко надеваться. С минимальным количеством кнопочек, пуговичек, застежек, функциональных бантов. Оптимально, чтобы ребенок мог надевать ее самостоятельно.
- Одежду можно подписать. Хотя бы первые комплекты, на первое время, пока дети учатся одеваться, учатся складывать одежду в свой шкафчик лучше иметь одежду подписанную или помеченную. Со временем воспитатель вам подскажет — нужно ли делать это дальше или уже не стоит.
Одежда для девочек в группе: платье/юбочка/сарафан, футболка (с коротким или длинным рукавом), носочки
Одежда для мальчиков в группе: шортики/штанишки, футболка (с коротким или длинным рукавом), носочки.
Сменная одежда. В шкафчике у ребенка всегда должен быть полный комплект сменной одежды начиная от трусиков. За день может произойти все что угодно.
Одежда для занятий физкультурой: белая футболка, черные шорты, белые носки.
Специфическая одежда, такая как пижама, форма для занятий минимально один комплект. Приносим его в сад в понедельник и забираем постирать в пятницу.
Одежда для прогулок. Минимально один комплект. Но если вы знаете какие-то особенности ребенка, то могут понадобиться запасные штаны для прогулки, запасная шапка или запасные варежки.
Обувь для детского сада:
Сменная обувь для группы — это могут быть текстильные или кожаные туфли или сандалии. Они должны быть ребенку по размеру, должны быть удобными и иметь хорошую вентиляцию, т.к. ребенок проводит в этой обуви практически весь день!
Для физкультурных занятий кроссовки или кеды.
Для музыкальных занятий чешки.
Для прогулок — уличная обувь по погоде.
Помните, сменная обувь для группы нужна даже летом!
Что еще может понадобиться ребенку в детском саду:
- Платок
- Влажные салфетки
- Заколки и резинки для девочек
- Расческа
Правила посещения ребенком детского сада
1. Приводите в детский сад здорового ребенка строго до 8 часов 30 минут (для прохождения утреннего осмотра («фильтра»). Если у ребенка есть даже незначительные признаки нездоровья – останьтесь дома и обратитесь к врачу!
2. Обязательно информируйте воспитателя группы по телефону о причине отсутствия (заболевании) ребенка!
3. Обязательно распишитесь в журнале, в котором фиксируется ежедневно температура детей, и передайте ребенка педагогу!
4. При сообщении медицинского работника (администрации детского сада) о наличии у ребенка в течение дня признаков заболевания, незамедлительно заберите его из детского сада!
5. Если ребенок не ходил в детский сад, был отстранен от посещения при выявлении признаков заболевания при утреннем осмотре или в течение дня, необходимо предоставить справку из учреждения здравоохранения о том, что ребенок здоров и может посещать детский сад.
6. Сообщите воспитателю накануне прихода ребенка в детский сад для постановки его на питание на следующий день.
Правила посещения праздников и мероприятий
Праздник в детском саду – огромное событие для ребенка, особенно если на данное мероприятие приглашены родители. Праздник должен стать для ребенка веселым развлечением, а не показательным выступлением для родителей и воспитателей. Праздник призван помочь детям выразить свои эмоции, побудить интерес к творчеству, обогатить детей новыми впечатлениями, закрепить полученные знания. Дети на утреннике – главные, и праздник создается, в первую очередь, для них. Поэтому наша с вами задача, помочь ребенку почувствовать себя артистом и проявить себя на утреннике с лучшей стороны. Ребенку очень важно чтобы именно его родители смогли увидеть и оценить его старания. Поэтому, чтобы все состоялось именно так, как нам бы хотелось, позвольте напомнить несколько простых правил, от которых зависит успех проведения всего мероприятия и успех конкретно вашего ребенка.
-
Если воспитатель дал вам выучить стихотворение с ребенком к празднику, не игнорируйте данную просьбу. Чем лучше будет ваш ребенок знать текст, тем увереннее он будет себя чувствовать.
-
Приходите на утренник заранее. Вы сможете спокойно раздеться и переобуться.
-
Обязательно приготовьте себе сменную обувь. В детском саду обувь меняют и дети, и взрослые из соображений общей чистоты и личной гигиены.
-
Если на утреннике ребенок будет в костюме, обязательно примерьте его дома, дайте малышу вжиться в образ и привыкнуть к новым ощущениям. Возможно костюм необходимо будет где-то подшить или ушить. Ребенку должно быть удобно.
-
Не забудьте заблаговременно принести костюм в детский сад (ожидание опаздывающей мамы с костюмом создает у ребенка ощущение излишней тревожности и напряжения, а также может помешать своевременному началу самого утренника).
-
Вы пришли на праздник ради своего малыша, наблюдайте за его реакцией, но не делайте замечаний, позвольте ему получить свой опыт и вести себя так, как он чувствует и воспринимает происходящее вокруг. Если у вашего малыша что-то не получается, или он не в настроении, это не повод, чтобы кричать ему из зала или журить сразу после праздника.
-
Не стоит ожидать от ребёнка полной включенности во все игры и танцы, нельзя насильно заставлять его принимать участие в действии, упрекать за стеснительность. Ни в коем случае не сравнивайте с другими детьми.
-
Ребёнку особенно нужна поддержка мамы и папы, поэтому принимайте участие в совместных с ребёнком конкурсах (вот здесь вы будете рады, что пришли в сменной обуви, а не в бахилах, которые могут порваться в самый неподходящий момент.)
-
Не путайте детский праздник с фотосессией: активное перемещение родителей по залу с фотоаппаратом или камерой создаёт суету и отвлекает детей. Видео и фотосъемки можно производить только из зрительного зала и бесшумно. С главными героями праздника всегда можно сфотографироваться по его окончании.
-
Поддерживайте всех маленьких артистов бурными аплодисментами.
-
Не забудьте отключить сотовые телефоны. Звонки ваших мобильных телефонов могут сбить с курса детей.
-
Перед утренником уложите ребенка спать пораньше.
-
Если у вас есть пожелания, вопросы, просьбы, обращайтесь к педагогам в корректной форме за разъяснениями. Мы будем очень рады такому конструктивному сотрудничеству.
-
Давайте вместе радоваться, веселиться и гордиться достижениями наших детей.
Памятка родителям о безопасности детей в детском саду
1. Родители должны передавать детей лично воспитателю. Нельзя без ведома воспитателя забирать детей из детского сада, а также поручать это детям, подросткам в возрасте до 16 лет, лицам в нетрезвом состоянии.
2. О невозможности прихода ребенка в детский сад по болезни или другой уважительной причине необходимо обязательно сообщить в ДОУ.
3. Перед тем как вести ребенка в детский сад, проверьте, соответствует ли его костюм времени года и температуре воздуха. Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика и не сковывала его движений. Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать ноге ребенка, легко сниматься и надеваться.
4. Приводить ребенка в детский сад здоровым и информировать воспитателей о каких-либо изменениях в состоянии здоровья ребенка дома.
5. Приводить ребенка в опрятном виде, чистой одежде и обуви; иметь: сменную обувь, сменную одежду расческу, спортивную форму, комплект сменного белья для сна (пижама), панамку (в теплый период года), два пакета для хранения чистого и использованного белья.
6. Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов. Категорически запрещается приносить в ДОУ острые, режущие, стеклянные предметы, а также мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.). Просим не давать ребенку в детский сад жевательную резинку, лакомства.
7. Спорные и конфликтные ситуации с воспитателями и другими родителями разрешать в отсутствие детей