"Подготовка к обучению грамоте. "Как хорошо уметь читать"
Программа занятий
Содержание программы
Введение в образовательную программу
Теория. Знакомство с детьми. Рассказ о целях и задачах обучения по программе, знакомство с планом и расписанием на год.
Практика. Диагностика. Выявление уровня овладением чтения.
РАЗДЕЛ 1. «Знакомство с предложением, слогом, с односложными словами»
Тема 1.1. «Знакомство с предложением».
Практика. Объяснение понятия «слово». Знакомство с понятием «предложение». Дидактическая игра «Учимся составлять предложение и его схему. Составление предложений по сюжетным картинкам. Игровое упражнение «Шифровальщики» на закрепление умения выделять на слух слова из предложения. Игровое задание с загадками. Игровое задание «Четвертый лишний» на развитие логического мышления, умения классифицировать.
Тема 1.2. «Закрепление знаний о слове и предложении».
Практика. Повторение изученного материала. Познавательная игра «Незнайка». Закрепление понятия предложение, коррекция логического мышления, слухового внимания. Игровое задание «Сокращайте предложение на одно слово» на развитие слухового внимания, умения отделять от предложения по одному слову. Игровое упражнение «Учимся считать слова в предложениях» (демонстрационный материал карточки с цифрами на каждого ребёнка). Игровое задание «Закончи предложение» на развитие умения составлять предложения, дополнив их по смыслу. Отгадывание загадок, составление схемы предложения.
Тема 1.3. «Знакомство со слогом».
Практика. Объяснение понятия «слово». Знакомство с понятием «слог». А также с разными способами деления слов на слоги, со схемой слов и слогов. Обучение навыку составления слов из слогов, умению разбирать слова из 2-3 открытых слогов. На материале игровых заданий «Угадай слово по его описанию» и др.
Тема 1.4. «Закрепление знаний о слоге. Знакомство с односложными словами».
Практика. Закрепление знаний о слове и предложении. Знакомство с односложными словами.
Игровое задание «Любопытный», «Играем в школу» на умение делить слова на слоги. Игра с мячом «Дополни недостающие слоги», «Встанем по цепочке», работа с разрезными картинками на развитие памяти, слухового внимания, слогового анализа и синтеза.
РАЗДЕЛ 2. «Звукобуквенный этап».
Тема 2.1. «Дифференциация гласных звуков от согласных».
Практика. Учить детей дифференцировать гласные звуки от согласных. Дать понятие основных характеристик звуков по степени голоса, преград, по длительности и краткости произношения и т.д. Учить производить анализ односложного слова. Игровые упражнения на выделение гласного из слова и первого звука слова. Игра «Узнай инструмент по звуку», «Грамматическая сказка», разбор и анализ сказки. Игровое задание «Чудесный дом». Пропевание гласных звуков в виде песенки. Игровое упражнение «Из ряда звуков выбери гласные и в этот момент поднимай красный кружок».
Тема 2.2. «Гласный звук АЯ, буква А, Я».
Практика. Актуализация знаний детей о звуке и букве А, Я.
Закрепление зрительного образа буквы. Анализ гласного звука А. Выделение звука А из начала, середины, конца слова. Подбор слов, которые начинаются на данный звук. Игровое задание «Добавлялки», «Плюс и минус», «Угадай слово», придумывание слов на заданный звук. Игровое задание «Запомни только те слова, которые подходят к данной схеме», отгадывание кроссворда. Игровое задание «Из слов сбежала буква А». Подчёркивание буквы А в ряду других букв и символов.
Тема 2.3. «Гласный звук У, Ю, буква У, Ю».
Практика. Обобщение знаний о звуке и букве У. Выделение гласного у из ряда других звуков и слогов. Подбор слов на заданный звук. Знакомство со схемой слова и дальнейший подбор слова к соответствующей модели (схеме). Составление предложений, подсчёт слов, деление слов на слоги. Звукобуквенный анализ и синтез слов со звуком У. Игровые задания «Найти звук У в словах», «Хлопни, когда услышишь звук У в словах». Работа с моделями слов.
Тема 2.4. «Гласный звук О,Ё, буква О,Ё.
Практика. Повторение изученных гласных, дифференциация их друг от друга. Актуализация знаний детей о букве О. Закрепление зрительного образа буквы – соотнесение её с предметами круглой формы. Анализ звука О. Подбор слов со звуком О в начале, середине, в конце слова. Выделение звука О из названий предметов, картинок, первого звука слова.
Тема 2.5. «Закрепление знаний о звуке и букве О,Ё. Дифференциация гласных звуков и букв А,Я, О,Ё, У,Ю.
Практика. Определение места звука О в словах при помощи звуковой линейки. Выделение из слов только гласных звуков. Подбор слов – действий и составление предложений с использованием схемы. Закрепление навыков слогового и звукобуквенного анализа. Игра «Проведи дорожку», «Угадай, что изменилось».
Тема 2.6. «Обобщение знаний о звуках и буквах А,Я, О,Ё, У,Ю.
Практика. Выделение гласных звуков из слов. Подбор слова к соответствующей модели картинок на заданный звук. Звукобуквенный анализ и синтез. Запоминание слов на заданный звук, запоминание слов – действий. Деление слов на слоги с называнием гласных.
Тема 2.7. «Согласный звук М(МЬ), буква М. Закрепление знаний об изученных буквах и звуках (А,О,У).
Практика. Обогащение и уточнение знаний о букве М и звуке М (МЬ). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа.
Дифференциация гласных и согласных звуков. Подбор слов на заданный звук. Выделение
первого звука в словах. Работа с разрезными азбуками. Закрепление образа изученных букв А, О, У, и буквы М.
Тема 2.8. «Согласный звук С (СЬ) З (зь), буква С,З.
Практика. Актуализация знаний детей о букве С (СЬ) и букве С. Знакомство с составлением звуковых схем слов. Закрепление и уточнение образа буквы С. Выделение звука из ряда других звуков из слов. Умение определять местоположение звуков в слове. Совершенствование навыков чтения, звукового анализа, звукобуквенного анализа и синтеза.
Тема 2.9. «Согласный звук В (ВЬ), буква В.
Практика. Уточнение и закрепление знаний детей о букве В и звуке В (ВЬ) по твёрдости – мягкости произношения. Чтение слогов, договаривание до целого слова. Чтение слов, написанных буквами разного наклона, цвета, размера. Деление слов на слоги в игре сдвижением. Подбор букв, пропущенных из слова. Решение кроссворда.
Развитие слухового внимания, ассоциативного мышления, фонематического слуха, тактильных ощущений. Коррекция зрительного восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Тема 2.10. «Звук Х (ХЬ), буква Х.
Практика. Уточнение и обобщение знаний детей о букве Х и звуке Х (ХЬ). Деление слов на слоги, выделение слога с заданным звуком. Определение наличия звука Х в словах. Запоминание слов с заданным звуком. Работа над умением находить по звуковой линейке место звука Х в ряду других знаков слова. Составление слов из букв разрезной азбуки. Совершенствование навыков чтения, звукового анализа, звукобуквенного анализа и синтеза.
Тема 2.11. «Звук Ш,Ж, буква Ш,Ж.
Практика. Уточнение и закрепление знаний о букве Ш,Ж. Подведение детей к самостоятельному анализу звука Ш,Ж.
Подбор слов на заданный звук. Закрепление навыков чтения обратных и прямых слогов, слов с изученными буквами. Умение анализировать и проговаривать изолированно каждый звук слова, выделять и дифференцировать звук Ш от акустически схожих звуков. Определение места звука в слове с использованием звуковой линейки. Развитие навыков плавного чтения. Совершенствование слогового и звукобуквенного анализа слова, звукового синтеза.
Тема 2.12. «Звук Л (ЛЬ) , буква Л,.
Практика. Систематизация знаний детей о букве Л, и звуке Л (ЛЬ).
Закрепление зрительного образа буквы. Определение места звука Л (ЛЬ) в словах при помощи звуковой линейки. Запоминание и воспроизведение слов с заданным звуком. Совершенствование навыков чтения. Развитие умения выделять гласные из слов по первым звукам называемых слов.
Тема 2.13. «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК Ф(ФЬ), БУКВА Ф».
Практика. Актуализация знаний детей о звук Ф(Фь), букве Ф. Подбор слов на данный звук. Развитие навыков конструирования. Развитие умения выделять слова из предложения. Работа по цифровому ряду. Определение местоположения звука в слове. Решение кроссворда. Прочтение деформированных предложений.
Развитие зрительного буквенного гнозиса (узнавания). Совершенствование навыков чтения слов, предложений; буквенного и слогового синтеза, звукобуквенного анализа. Развитие логического мышления, мелкой моторики, творчества, фонематического слуха.
Тема 2.14. «Гласный звук И,Ы, буква И,Ы».
Практика. Уточнение и закрепление знаний о звуке И,Ы. Игровые упражнения на закрепление
знаний о звуке И,ы, на умения выделения звука И,Ы из ряда звуков и слога с заданным звуком из слова. На выделение только гласного звука из односложного слова. Чтение прямых и
обратных слов в занимательной форме. Совершенствование умения работать со схемами слов, звуковыми линейками, с моделями слов. Определение звука в слове. Коррекция общей моторики, зрительного и слухового внимания, голоса, фонематического слуха, слогового анализа, буквенного синтеза.
Тема 2.15. «Звук Н (НЬ), буква Н.
Практика. Уточнение и закрепление знаний детей о букве Н и звуке Н (НЬ). Закрепление навыков чтения прямых и обратных слогов, слов. Совершенствование умения вставлять пропущенный звук в начало и конец слов, выделять первый звук из слова. Деление слов на слоги. Составление звуковой схемы. Анализ звукового состава слова с выделением гласных. Развитие чувства ритма, понимания грамматического задания из стихотворного текста. Совершенствование навыка слогового синтеза, звукового синтеза и анализа. Коррекция фонематического слуха.
Тема 2.16. «Согласный звук Н (НЬ), буква Н».
Практика. Актуализация знаний детей о звуке Н (НЬ) и букве Н. Игровые упражнения на закрепление понятий «Гласные звуки». Закрепление образа буквы Н и составление слов из изученных букв, в рисованных в друг друга. Дифференциация Н (НЬ). Игровые упражнения на выделения гласных звуков из слов. Составление нового слова по первым звукам названий картинок. Определение места звука Н (НЬ) в слове и количества всех звуков. Деление слов отгадок на слоги. Подбор прилагательных к слову «дом». Концентрация и распределение внимания при прочтении слов, написанных разным цветом. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза слухового внимания, логического мышления, слогового анализа. Развитие зрительного, буквенного синтеза.
Совершенствование навыков чтения.
Тема 2.17. «Согласный звук Р (РЬ), буква Р».
Практика. Актуализация знаний детей о букве Р и звуке Р (РЬ). Учить детей производить анализ звука Р.
Игровые упражнения на закрепление понятия «твёрдость и мягкость звука Р». Игровые упражнения на выделения звука Р из названий предметов. Совершенствование навыков чтения. Тренировка слуховой памяти, фонематической дифференциации и фонематического слуха. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза, слухового анализа, чувства ритма, умения вслушиваться в стихотворную речь и выделять из неё грамматические задания.
Тема 2.18. «Звук К (КЬ) Г(гь), буква К,Г.
Практика. Систематизировать знание детей о букве К и звуке К (КЬ).
Учить детей делать звукобуквенный анализ и синтез слов. Совершенствовать навыки чтения, умение различать на слух слоги с наличием согласных, сходных по акустическим признакам. Учить подбирать слова на заданный звук в начале слова. Изменять слова путём прибавления звука в конце слова. Упражняться в составлении слов из слогов, звуковых схем.
Развитие зрительного восприятия, внимания. Логического мышления, фонематического слуха и фонематического восприятия. Ассоциативных представлений. Коррекция звукового анализа и синтеза.
Тема 2.19. «Согласный звук П (ПЬ) (Бь), буква П,Б».
Практика. Игровые упражнения на уточнение и закрепление знаний о звуке П (ПЬ),Б и букве П,Б. Учить представлять букву, соотносить её с окружающим предметом, выделять звук П,Б из неречевых звуков. Закрепление навыков чтения, подбор слов на заданный звук. Развитие умения различать мягкость и твёрдость звучания звука. Определение места звука П,Б в слове при помощи цифрового ряда. Закрепление темы транспорт. Развитие зрительного восприятия,
внимания, логического мышления, слуховой памяти. Коррекция звукового и слогового анализа и синтеза.
Тема 2.19. «Согласный звук Т (ТЬ),Д,(Дь), буква Т Д,».
Практика. Игровые упражнения на уточнение и закрепление знаний о букве Т,Д и звуке Т (ТЬ),Д. Активизация детей для самостоятельного анализа звучания и артикуляции звука. Дифференциация твёрдого и мягкого вариантов звука Т, Д. Составление слов из рассыпавшихся букв, из слогов, переставленных местами. Составление звуковой схемы слов.
Коррекция тактильных ощущений звукового анализа. Развитие мелкой моторики - конструирование буквы, прорисовывание буквы. Развитие зрительного буквенного гнозиса., зрительного внимания. Слогового чтения, логического мышления. Совершенствование фонематического слуха, звукобуквенного и слогового синтеза, общей моторики. Развитие воображения.
Тема 2.20. «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК Ц,Ч, БУКВА Ц,Ч».
Практика. Актуализировать знания детей о звуке и букве Ц,Ч. Закрепить зрительный образ буквы Ц. Анализировать согласный звук Ц,Ч. Закрепление навыка деления слов на слоги, совершенствование умения анализировать слово по звуковому составу. Развитие навыков слогового анализа. Совершенствование навыка чтения. Развитие умения составлять предложения. Развитие зрительного буквенного гнозиса (узнавание) и звукобуквенного синтеза. Коррекция памяти, слухового внимания, фонематического восприятия, связной речи, мелкой моторики.
РАЗДЕЛ 3 «В БИБЛИОТЕКЕ»
Тема 31. «Работа с известными детскими книгами».
Практика. Экскурсия. Расширить знания детей о книгах (их тематике, оформлении, назначении). Познакомить со стихотворением С. Я. Маршака «Книжка про книжки» (в сокращении). Вызвать желание читать книги, пользоваться библиотекой. Познакомить с пословицами и загадками о книге, активизировать словарь детей словами: писатель, поэт, энциклопедия, учебник. Развивать умение давать содержательный ответ на вопросы.
Тема 3.2. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О КНИГЕ».
Практика. Экскурсия. Закреплять желание составлять рассказ по сюжетным картинкам, выступать в роли экскурсовода; развивать познавательно-речевые способности, умение составлять небольшие рассказы с помощью схем описательных рассказов.
Тема 3.3. «Работа по сюжетным картинкам».
Практика. Закреплять желание составлять рассказ по сюжетным картинкам, выступать в роли экскурсовода; развивать познавательно-речевые способности, умение составлять небольшие рассказы с помощью схем описательных рассказов.
Тема 3.4. «Чтение названий известных детских авторов».
Практика. Приобщить детей к культуре чтения посредством формирования у ребёнка сознательного отношения к книге и библиотеке, обучению самостоятельного выбора книг, внимательному и вдумчивому прослушиванию, а также помощь в понимании прочитанного.
Раздел 4 «Итоговые занятия»
Диагностика.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника